О путешествиях во времени в кино
Итак, что мы имеем, глядя на фильм?
В общественном сознании, взлюбившем сай-фай, есть несколько концепций таймтревела:
1. Назад в Будущее. Прыгнул назад, переписал прошлое, прыгнул обратно. Так же есть в литературе - "И грянул Гром" например. С этой концепцией всё, в общем-то, понятно, она простая и чёткая. Сюда же можно подкинуть сериал Континуум, но там чуть более упорото, хотя время всё равно оставалось единым и цельным.
2. Гарри Поттер (до Проклятого Дитя) - неизменное время. Все твои действия уже произошли. Меняя прошлое, ты просто свершаешь то, что для тебя, в определённый момент времени уже произошло.
3. Альтверсы. Любое решение создаёт новую реальность, что-то изменив, ты создаёшь новую ветку реальности. Эта концепция претендует на научность, за ней обычно гоняются те фильмы и сериалы, которые хотят выглядеть более умно, но в художественном смысле всегда будет ощущаться немого недостоверной, потому что:
- Как определить величину решения? Почему именно "решение"? Решение человека - это не научная и физическая величина, которую можно отследить. Допустим "Решение" это действие и изменение физического мира. Тогда каждый вдох должен создавать параллельную реальность. Если нет - как реальность определяет, в какой момент отделиться? Не может быть двух совершенно идентичных реальностей, но по такой логике будет бесконечное множество совершенно похожих.
- При таком множестве реальностей все путешествия во времени и исправления выглядят ну ОЧЕНЬ грустно, потому что зачастую делаются в ущерб другим веткам.
- Как сопереживать герою, когда ты знаешь, что его ещё сотня версий, которые, возможно, счастливы, возможно страдают, а возможно - давно мертвы? Такая концепция рождает определённое равнодушие.
4. Доктор кто "тайми-вайми". Там есть альтернативные вселенные, есть изменения времени в одной вселенной, есть слишком сильные парадоксы и маленькие, локализуемые. С моей скромной точки зрения, очень удачный вариант -похоже на концепцию неизменного времени, только тут добавляется небольшая энтропия - ты можешь поменять что-то мелкое, но для крупного тебе понадобится что-то более серьёзное, чем наступить на бабочку. И если сделать что-то, превыщающее энтропию - изменить ключевую точку, время начнёт ломаться и сворачиваться в трубочку.
Мстители и мои к ним вопросы
Теперь к Мстителям. Они действуют где-то между 3 и 4 концепцией, всё время пафосно заявляя, что никто кроме них ничего не понимает в тайм-тревеле и вводят простые правила ЕМНИП:
1. Пусковая площадка аналогична пусковой площадке используемой в ЧМ, поэтому логично предположить, что все входы-выходы происходят на ней, что мы видим весь фильм.
2. Глобальные изменения нельзя делать, потому что прошлое неизменно (?)
Вот здесь меня немного подводит память, подскажите - там была фраза, что нельзя убивать Гитлера, потому что станет ещё хуже, или это было в другом месте? Или это было опровержено? Потому что если эта фраза была, это уже конфликт.
3. Если забрать камни реальности из реальности, то создастся альтверс, в котором будет царить вечная тьма, Дормамму и всё-очень-плохо.
4. При возврате камней альтверс сглаживается.
Соответственно, у меня, как у зрителя, возникли логичные вопросы:
1. Сгладило ли возвращение камней на место альтверсы, которые могли бы наделать наши ребята? Сгладила бы энтропия эти альтверсы, или нам ждать сериал про Локи с Тессерактом? Если сгладила, то что произошло? Локи магически вернулся на место? Гидровцы забыли, что Кэп - гидра? Или альтреальности просто перестали существовать и Локи, Рамлоу и второй капитан ничего не значили, как и Говард Старк? Как там реальность с исчезнувшим Таносом и его армией? Что если он сдерживал какие-то кровожадные расы и теперь они пойдут уничтожать галактику?
2. Куда попал капитан, оставшись в прошлом - в нашу реальность или параллельную? В первом случае вопрос - как он вписался в неизменяемое время? Во втором - не хватает хоть какого-то пояснения, что это всё-таки параллель и как он из неё попал, это просто хороший тон по отношению ко зрителю.
3. Если существуют альтверсы, то как относиться к тому, что в каких-то Мстители наколбасили гигантские изменения? Мысль о том, что в этой реальности Мстители спаслись, зато в других уничтожили весь мир, потому что Тони не успел стащить камни у Таноса немного обесценивает всё происходящее в мире.
Вообще, введение альт-реальностей всегда немного обесценивает переживания за конкретных персонажей, потому что ты понимаешь, что этот персонаж есть в сотнях вариантов и в части из них он всё равно страдает или проигрывает. Такая себе концепция, как по мне.
Как же это пофиксить?
Моё ИМХО - вернуться к неизменности прошлого, и плясать вокруг него. Камни создают энтропию, энтропия гасит мелкие изменения, память людей меняется (как в Докторе кто), но в общих чертах прошлое остаётся таким же. В таком случае, капитан прожил мирную жизнь и пришёл ногами и вопрос у меня только к его совести, но уже к персонажу, а не сценарию.
Параллельные вселенные есть, но их создаёт не каждый чих, а они существуют по какой-то другой причине и сильно отличаются от нашей. И в фильме ни одна параллельная вселенная не создалась, потому что всё сгладили камни бесконечности, подправили реальность до былого состояния.
Но это открывает лазейку - можно прыгнуть в прошлое и выдернуть оттуда Наташу, а энтропия всё сгладит. Так что такой вариант тоже не подходит (
Кто что думает по этому поводу? Как уложить в одно целое тайм-тревелы в Мстителях? Стоит ли так размышлять над блокбастером? Разочаровал ли вас Кэп, как человек, или вы всё же думаете, что он был хороший и сценаристы неправы? Хочется ли после этого новых фильмов по вселенной?
Поступили ли Мстители необдуманнее Фокса? Те просто перезапустили вселенную, позволяя себе переписывать историю, как угодно. Мстители создали себе неудобный и жёсткий канон, в который сложно вписаться и который сложно описать.
Соответствует ли это всё комиксовой концепции Марвел по путешествиям между временами и вселенными?
А вообще, Мстители получаются недостоверными и вызывающими такое большое количество вопросов, потому что попытались объяснить принцип работы. Задали правила и их нарушили. Вот Докторе кто не парятся - "время сложно и ты не поймёшь" "время - запутанная штуковина" все объяснения отбрасываются на второй план, потому что зритель здесь не за этим. И поэтому Доктору Кто прощается всё подряд, а Мстители, которые попытались в какой-то реализм и зачем-то начали объяснять, родили только ещё больше вопросов.
обзорам
Вопросы к таймтревелу Мстителей
О путешествиях во времени в кино
Мстители и мои к ним вопросы
А вообще, Мстители получаются недостоверными и вызывающими такое большое количество вопросов, потому что попытались объяснить принцип работы. Задали правила и их нарушили. Вот Докторе кто не парятся - "время сложно и ты не поймёшь" "время - запутанная штуковина" все объяснения отбрасываются на второй план, потому что зритель здесь не за этим. И поэтому Доктору Кто прощается всё подряд, а Мстители, которые попытались в какой-то реализм и зачем-то начали объяснять, родили только ещё больше вопросов.
обзорам
Мстители и мои к ним вопросы
А вообще, Мстители получаются недостоверными и вызывающими такое большое количество вопросов, потому что попытались объяснить принцип работы. Задали правила и их нарушили. Вот Докторе кто не парятся - "время сложно и ты не поймёшь" "время - запутанная штуковина" все объяснения отбрасываются на второй план, потому что зритель здесь не за этим. И поэтому Доктору Кто прощается всё подряд, а Мстители, которые попытались в какой-то реализм и зачем-то начали объяснять, родили только ещё больше вопросов.
обзорам